м.Динамо / Открыть карту г. Москва, ул. 8-го Марта дом 6А, стр. 1

Принципы реабилитации в неврологии. Часть II

Вместе с заведующей отделением психологической реабилитации, врачом-психотерапевтом Симолиной Дарьей Андреевной продолжаем тему «Принципы реабилитации в неврологии».

И сегодня более подробно поговорим об оценке эффективности применения нейрореабилитации.

Прежде всего, необходимо правильно оценить уровень последствия болезни или травмы, с тем чтобы разработать адекватную реабилитационную программу.

Согласно рекомендациям ВОЗ от 1980г., выделяют три уровня последствий заболевания или травмы:

  • Первый — это уровень неврологических повреждений (defect), таких как двигательные, чувствительные, тонические, психологические нарушения, которые выявляются в клинической картине заболевания больного;
  • Второй уровень — это нарушения функции (disability), к которым могут привести неврологические повреждения, например, нарушения ходьбы, самообслуживания;
  • Третий уровень последствий (handicap) — включает нарушения бытовой и социальной активности, которые возникают в результате неврологических повреждений и нарушений функций.

Наиболее оптимальным является восстановление неврологического повреждения. Поэтому основные восстановительные мероприятия должны быть направлены на восстановление нарушенных функций и приспособление больного к жизнедеятельности в новых условия.

Для неврологических больных особенно актуальным является обучение ходьбе и навыкам самообслуживания.

Принципы:

  • раннее начало реабилитационных мероприятий, позволяющее снизить или предотвратить ряд осложнений раннего периода и способствующее более полному и быстрому восстановлению нарушенных функций;
  • систематичность и длительность, что возможно лишь при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации;
  • комплексность (применение всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий);
  • мультидисциплинарность (включение в реабилитационный процесс специалистов разного профиля);
  • адекватность (индивидуализация программы реабилитации);
  • социальная направленность;
  • активное участие в реабилитационном процессе самого больного, его родных и близких;
  • использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.