м.Динамо / Открыть карту г. Москва, ул. 8-го Марта дом 6А, стр. 1

Газета "Вечерняя Москва". Ольга Мозговая

Научи меня, Наталия-искусница!
Согласитесь, очень нелепо выглядит человек, читающий, к примеру, лекцию о вреде курения, если сам прокурен насквозь. Или учитель русского языка, делающий не-
правильное ударение в слове «начать». Все-таки должна быть какая-то гармония и соответствие формы и содержания, верно? Так вот, у Наташи Лагутиной эта самая гармония просто налицо, и кажется, что ничем иным, кроме как творчеством, этой хрупкой, милой, изящной молодой
девушке и заниматься не пристало! Именно творчеством и рукоделием, мастерством таким же изящным и красивым, как сама мастерица — и в этом легко убедиться, если побывать на ее мастер-классах по декупажу, который она ведет в Реабилитационном центре «Преодоление».
…Рисовать Наташа любила с детства — но кто в детстве не рисует? Потом увлеклась фотографией — но кто, опять-таки,
не «щелкает» у нас время от времени? Что-то мастерить,
клеить, вырезать — тоже, пожалуйста, поскольку ручки умелые, золотые, желание есть, а способности — в генах сидят, и бабушка, и мама рукоделием увлекались, а прадедушка — тот был самым настоящим художником, не так чтоб сильно знаменитым, но все же! А потом в какой-то момент пришло к ней осознание: увлечение может стать работой, хобби -профессией, только заниматься и учиться этому надо всерьез и долго.
И судьба тогда свела, подарила ей встречу с одной из первых и самых знаменитых у нас мастериц по декупажу, Ниной Четвериной, и Наташа стала ее самой прилежной, верной, талантливой ученицей…
…Декупаж-декупаж. А вы-то знаете, что это такое? От французского decouper — «вырезать», искусство это было известно аж в раннем Средневековье! Мастера украшали ткани, посуду, мебель, вырезая из кожи, тканей и бумаги разные изображения, приклеивали их на поверхность и покрывали несколькими слоями лака — шедевры получались!
Декупаж был очень моден при дворе Людовика XVI, Мария Антуанетта и ее придворные дамы использовали для украшения работы знаменитых художников Ватто и Фрагонара. А в Англии в ХIХ веке обожали вырезать-наклеивать-лакировать на всякие сундучки и комодики разных ангелочков и пастушек… Пасторали, в общем.

В «Преодолении» до пасторалей пока не дошли, начали с цветочков и бабочек на разделочных досочках, а вообще декупажировать, говорит Наташа, можно что
угодно — сумочки, посуду, одежду!
…До чего же обожаю и уважаю я людей рукастых, рукодельных, мастеров и умельцев, способных в наш век
пресловутых высоких технологий не только в кнопки компьютера пальцем тыкать, не языком чесать, но создавать красоту рукотворную, уникальную! И преклоняюсь, просто на
колени встать готова перед такими, как Наташа: инвалид детства, колясочница, она закончила школу с золотой медалью, сейчас учится в Московском психолого-педагогическом институте; и сама учится, и других уже
учит — рассказывает, показывает, не скупясь делится секретами мастерства. То, что делает Наташа – это ведь еще, по сути, и арттерапия для людей, которые так же, как она, прикованы к инвалидным коляскам, реабилитация творчеством; а еще в ее «арсенале» венецианские маски, и мозаика, и валяние из шерсти, и еще многие другие техники, и даже — вы не поверите! — мыловарение!
Так это ж, говорю я Наташе, процесс сумасшедший, «вредное производство»! Оказывается, не так все страшно: мыльная основа продается свободно, формы — тоже, а уж ее фантазия, какими благовониями-маслами наполнить изделие.
Или вот: висят у нее в прихожей часы. Ну, часы как часы-круглый диск со стрелками, весь разрисованный «морскими мотивами». Так это знаете что? Старая виниловая пластинка! Надо же было придумать: загрунтовать, раскрасить, прикрепить часовой механизм… Фантастика!
А еще очень любит она мастерить знаменитые венецианские маски. Кстати, никогда не знала, почему они такие «носатые». Оказывается, — Наталия читает мне краткую лекцию, — называются они «доктор Чума» и были когда-то вполне
утилитарного, жизненно-необходимого назначения. Потому
что, когда свирепствовала в средневековой Италии чума, врачи в этот «клюв» закладывали пропитанную разными снадобьями вату — и работала маска как респиратор, спасались так от заразы…
Вообще послушать Наташу — одно удовольствие и польза: столько интересного знает и так, что главное, УМЕЕТ рассказать, а уж смотреть, как она работает…
Вот так наслушаешься, налюбуешься, и обуяет тебя страсть к творчеству, и проникнет в душу эта бацилла — самая чудесная, болезнь — самая прекрасная…
Хочу уметь так же! Научи, меня, Наташа! Я способная, правда-правда!