
- Нейропсихологические нарушения — разорваны нейронные связи, благодаря которым человек понимал, что, как говорить, что означают слова;
- Нейрофизиологические нарушения — теряется управление над челюстью, языком, ртом, голосовыми связками.
- Нарушение тонуса мышц лица, языка, губ, мягкого нёба — они могут быть перенапряжены, слишком расслаблены или находиться в спазматическом состоянии;
- Сбои речевого дыхания;
- Ослабленный, тихий голос, перемены в тембре голоса при попытке произношения;
- Нарушение упорядоченности в произношении слов, фраз и предложений, сбивчивость, проблемы с интонацией, ритмикой, мелодичностью, громкостью;
- Полная или частичная потеря чувствительности органов речевого аппарата;
- Проблемы с приемом пищи;
- Сопровождение произвольной артикуляции сопутствующими неконтролируемыми движениями;
- Усиление глоточного рефлекса — рвота, спровоцированная кашлем, проглатывание недостаточно пережеванной пищи и другие;
- Нарушение координации движений.
- нормализация мышечного тонуса — снимаем спазмы, восстанавливаем способность управлять языком, губами, челюстью;
- уменьшение или устранение непосредственно симптомов выявленного дефекта;
- увеличение силы мышечных сокращений;
- отработка точности артикуляционных движений.
Восстановление речи после инсульта
Около 20% пациентов, перенесших ишемический инсульт, сталкиваются с потерей или нарушением речи. При речевом расстройстве человек не понимает слов собеседника и/или сам не может говорить, либо говорит, искажая произношение. Это происходит по двум основным причинам:
Чтобы восстановить речь после инсульта, необходимо провести поэтапную диагностику высших психических функций. Исследуются способности памяти, мышления и внимания. Для этого используются тесты и задания: буквенные и цифровые таблицы Шульте, задачи на объединение и сортировку по отдельным признакам карточек с картинками, задачи «запомни и нарисуй» и другие.
Видео о центре "Преодоление" → Наша команда → Фотопрогулка по центру →
Исследование и оценка результатов осуществляются логопедом и нейропсихологом. Потеря речи у взрослого человека при инсульте — это не то же, что отсутствие речи у маленького ребёнка, речевые центры которого ещё окончательно не сформировались. Специалисты, работающие с такими пациентами в нашем центре, имеют высокую квалификацию, обладают глубокими знаниями в области неврологии, лингвистики и психологии.
В начале реабилитации, до старта занятий по восстановлению речи у пациентов после инсульта головного мозга, перед специалистами стоит задача — определить, какие именно участки мозга повреждены заболеванием. В каждом случае последствия индивидуальны и непредсказуемы — логопед ищет особый подход к пациенту. Учитываются его психологическое и физическое состояние. Правильно подобранный процесс восстановления мотивирует пациента к стараниям, и речь возвращается быстрее.
Восстановление произносительной речи у взрослых после инсульта
Нарушение произносительной речи — смазанность, неразборчивость, нечеткость звуков — это дизартрия. Задача логопедической реабилитации в данном случае — работа с последствиями дизартрии, к которым относятся:
Лечение нарушений речи после инсульта у молодых и пожилых пациентов необходимо начать как можно раньше после острой фазы приступа. И сам пациент, и его родственники должны быть готовы к длительному процессу восстановления. Необходимо соблюдать все рекомендации врачей-реабилитологов и в домашних условиях регулярно выполнять упражнения, подобранные лечащим врачом. В условиях реабилитационного стационара этим будут заниматься специалисты центра «ПРЕОДОЛЕНИЕ».
Методы развития речи после инсульта
Методы улучшения речи подбираются с учётом особенностей возникшего после приступа дефекта. Выделяют четыре основных направления, которые используются в реабилитации пациентов с речевыми нарушениями.
Доречевая подготовка
На этом этапе идёт подготовка пациента к овладению звуковым воспроизведением речи. В программу включаются задания по дорисовке простых фигур и образов, выкладывание мозаики, рисование по клеточкам и подобные упражнения.
Восстановление и развитие мелкой моторики также является важным звеном реабилитации. Пациенты складывают пазлы, сортируют мелкие предметы, лепят из пластилина или марципана. Параллельно с этими занятиями проводиться массаж ладоней. Его выполняют специалисты и сам пациент с помощью игольчатых мячиков или жёсткого коврика.
Обязательная составляющая доречевой подготовки — артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики подбирается индивидуально. Пациент выполняет их самостоятельно. Специалист следит за тем, чтобы положение губ, челюсти, языка было правильным.
Задачами логопедического массажа являются:
Применение логопедического массажа ускоряет процессы восстановления речи у больных, перенесших инсульт. Особенно важен этот этап для пациентов с выраженными неврологическими симптомами.
Растормаживание экспрессивной речи
Работа с эмоциональным восприятием, логическим и смысловым наполнением знакомых слов, фраз, предложений. В качестве упражнений здесь используется распевание знакомых песен, считалок, договаривание пословиц и поговорок.
Выработка правильного речевого дыхания
Пациенты с дизартрией после инсульта, как правило, не могут плавно и глубоко дышать. Им трудно осознанно распределить выдох. При этом вдох получается не полным и на следующую фразу воздуха уже может не хватать. Поэтому главной целью логопеда на данном этапе является восстановление и отработка правильного речевого дыхания.
Работа с потоком выдыхаемого воздуха позволяет скорректировать звукообразование и создать условия для поддержания необходимой громкости речи, соблюдения пауз, плавности, нужной интонации и выразительности.
Одно из наиболее эффективных упражнений — направлять выдыхаемый воздух на кусочек ваты или листик бумаги. Например, предложить пациенту загнать его с помощью воздуха в импровизированные ворота из проволоки и других материалов.
Выработка мелодико-интонационных характеристик речи
После инсульта из-за потери нервных связей мышц гортани с мозгом нарушается голосовое звукообразование и вибрация голосовых связок, поэтому голос у таких пациентов обычно слабый. Чтобы настроить звуковое произношение применяем упражнения, в которых реабилитанту предлагается поочередно говорить от лица разных персонажей с повышением и понижением голоса. Также используется говорение шепотом и в полный голос, музицирование, напевание знакомых мелодий.
Сколько восстанавливается речь после инсульта?
Как долго будет длиться восстановление, зависит от степени поражения мозга, сложности речевого дефекта и отдачи самого пациента. Очень важно соблюдать регулярность в выполнении упражнений. Именно регулярность позволяет сократить сроки реабилитации до возможного минимума. Речь возвращается на 2–6 год с начала реабилитационного периода.
Восстановление речи после инсульта в реабилитационном центре
Физическая и психологическая реабилитация больных, перенесших инсульт, проводится в реабилитационном стационаре центра «ПРЕОДОЛЕНИЕ». Пациенты находятся под круглосуточным наблюдением. Кабинеты, где идут занятия, располагаются в непосредственной близости. Малоподвижных пациентов с нарушением походки и координации везде сопровождает квалифицированный медперсонал. Каждый день реабилитационной программы составляется по индивидуальному плану, в котором учитываются особенности пациента.
Также возможно амбулаторное и домашнее сопровождение пациентов после инсульта для восстановления у них речи. Задать вопросы по реабилитации и записаться на приём можно по телефону в Москве +7 (495) 128-77-43